Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Комментируемая статья - Коммунизм в отдельно взятом бывшем колхозе /Анатолий Федоров/.
Изложенный материал я разделяю для себя на две части – описание и объяснения. Вторая часть меня не интересует, поскольку в попытках прокомментировать я уперся в обилие у автора неверной аксиоматики, что завело его в тупик и явную растерянность. Под аксиоматикой следует понимать некие утверждения, которые могут быть как просто предположениями, так и утверждениями, основанными на других утверждениях, которые… и так по цепочке, пока не доберешься либо до очередных предположений, либо до результатов жизненных наблюдений или до результатов научных экспериментов. И разбираться с этим всем дело не благодарное, нудное и длинное. У меня же нет цели спорить с автором. У меня другая цель – практическое применение имеющегося опыта, выявление всех условий для этого. Вот в этом ключе и следует разбираться с самого начала. Я буду это делать в виде поиска ответов на некоторые вопросы, возникающие от прочтения. И с использованием методологии ИРС.
Во-первых следует обратить внимание, что не у всех общественных животных (это те, что живут сообществами, колониями или стаями, или муравейниками ) есть иерархия. От чего это зависит? Это просто. Иерархия нужна в тех случаях, когда требуется дополнительная синхронизация усилий сообщества по времени и по цели. Если такая дополнительная синхронизация не требуется, то иерархия так же не требуется. Она и не возникает, поскольку имеет свои издержки. Например, если вблизи стаи птиц появляется хищник, то само его появление является синхронизатором. В этом случае каждый пернатый защищает территорию своего гнезда. Но и это не все. Работают и другие дополнительные принципы, обеспечивающие преимущества при выживании и распространении вида. Например такие: "делай как все” - тогда действия эффективнее и безошибочнее, "следи за всеми” – много пар глаз лучше одной пары, и будешь эффективным членом сообщества, действующим синхронно. Вот, собственно, основные принципы. Даже простая селедка этих принципов придерживается. Но, разумеется, автоматически и инстинктивно. Поэтому селедки способны плавать косяками не сталкиваясь и без хаоса. Автоматизм слежения и повторения за соседями….. Это те случаи, когда в иерархии нет необходимости и ВСЕ РАВНЫ. Совсем по-другому ведут себя более высокоорганизованные животные. Это те, которые уже вынужденно используют дополнительную синхронизацию общих усилий. Например, волки не могут ожидать появления добычи и потом кидаться скопом. Оны должны специально выходить на охоту. А если какая-то пара хочет заниматься деланием волчат??? А если какой-то волк сейчас сыт??? Да мало ли? Значит, нужен дополнительный синхронизатор. Им и является вожак стаи, который определяет когда, где и как. Про механизм выбора вожака пока писать не буду. Об этом уже много написано у меня на сайте. В частности про ранговый потенциал (РП). У людей все - ровно то же самое. Иерархия требуется для синхронизации усилий.
Теперь вернемся к нашему "колхозу”. Существует ли активный общий враг, да еще такой, что бы требовались синхронные действия всех по отпору? Существует ли необходимость синхронизировать усилия всех по производству пищи и других благ? Имеем важный вывод: Любая работа почетна и никак не определяет общественного ранга. Производственная деятельность может и должна быть от общественной иерархии отсечена полностью и жестко.
Таким образом мы видим как именно в колхозе обеспечивается отсутствие иерархических отношений.
Вопрос: присущи ли природно Человеку иерархические отношения? Кратко можно ответить – да, присущи, но в определенных условиях. Равно как и у других высших общественных животных. Т.е. все физиологические механизмы для этого имеются. Вопрос - что же это за ситуация, в которой не возникают желающие возглавить, "построить” и "подстричь”? Ведь одно дело, что это оказывается антиэффективно, и совсем другое дело, почему человеческая природа тут не сработала, и не возникли вожаки и паразиты? Т.е. мы выяснили, что вожаки не необходимы. Мы знаем, что паразиты это паразиты и то же явно не необходимы (ведь для нескучной жизни есть куча других развлечений, помимо борьбы с паразитами).
Волки изгоняют из стаи и с её территории наиболее агрессивных сородичей. Крысы уходят от "крысиных королей” потому что крысы – не хищники и "убийство” – не их основной способ существования. Кстати, известно, что у крыс есть как особи, устанавливающие отношения слуга-хозяин, так и избегающие этого. "Колхозники” же изгнали тех, кто не вписался в систему принятых отношений, и с осторожностью принимают новых членов. Тем же, кто придерживается капиталистических отношений, туда дорога напрочь закрыта.
Будут ли рождаться в этой коммуне будущие высокоранговые люди или склонные к паразитизму? Обязательно будут. Но это редкость. Это – мутация. Отбор по признаку равенства без иерархии произошел и стоит во главе принципов этой коммуны. Другое дело, есть ли у общества в целом такая возможность изгонять паразитов? Куда? В резервации? Или в капиталистический мир, как это сделали в 17-м году и позже? Нет, известен другой способ: обеспечить невзможность развития этой способности (стремиться занять доминирующее положение). Воспитывать с детства в неконкурентном духе. Хотя нет полной уверенности, что этого достаточно. И второе, что нужно, это обеспечить бережное отношение к детям вообще. Ведь известно, что ген агрессии просыпается и развивается при жестоком обращении в детстве. А теперь вопрос – а получатся ли из таких детей хорошие воины? Пацифизм, конечно, хорошо…. В общем, хорошо бы повнимательнее к этому колхозному опыту присмотреться. Неизвестно, будет ли это хорошо все при распространении на целый народ и на всех людей. Но у нас есть еще вопросик.
2. Почему люди не покидают общину? И вообще, что их сплачивает? Вот во второй части текста (которую я не хотел обсуждать) есть такие слова: "Заботы одни у всех: найти своё место в такой градации обустройства своей жизни –
Мне жаль тех, кто так думает, кто живет такими заботами. Но это следствие установленной системы отношений. Это не определено природой. Природой определено другое: "- Занимать то место в обществе, на занятие которого хватает активности, но не ниже. - Отождествлять себя с некоей репрезентативной группой людей, сверка собственного поведения с которыми не вызывает некомфорта, требующего завышенной активности.” (Подробнее тут: Где искать рычаг, потянув за который, можно изменить общество? ) Это две из базовых потребностей отношений. Проявляются они так: каждый смотрит на свой ближний круг и старается быть таким как все и не худшим. Разумеется, все разные, но речь идет об уровне жизни, о достатке, об интересах. Если у всех окружающих есть приличный деревянный дом, то и у меня должен быть такой же. Не кирпичный, но и не фанерный. Более-менее как у всех. Если никто не ворует, то мне нельзя. И так во всем. И если у всех все общее, а в собственности ничего нет, то и мне не нужно. Вот примерно так. Это работает всегда, везде и со всеми людьми. Вопрос в том, что это за ближний круг, кто в него входит, а кто нет. Это вопрос о том КАК ПРИНЯТО. А теперь вспомните, как описывает коммунар встречи с некоммунарами. Какое чувствуется презрение и даже жалость к несчастным глупцам. Вот в этом и ключ. А теперь представьте себе, что уровень жизни внешнего окружения будет существенно выше, чем в коммуне, причем, таких же людей??? Как только эта мысль овладеет коммунарами, коммуна будет обречена. Потому что поменяется представление о тех, с кем хочется себя отождествлять и порядкам кого следовать, на кого равняться. И тут мы видим главный ответ на вопрос о развале Союза и крахе социализма. Есть такое крылатое высказывание (автора не знаю): "Социализм в СССР был обречен с момента, когда в 60-е годы студенты стали набивать пустые пачки от Мальборо болгарскими сигаретами”. Ориентир на собственную жизнь сменился ориентиром на чуждую, но в красивой обертке. А свои-советские стали презираемы. Вспомните. Разве не так было? И так до сих пор есть, хотя нет уже Советов. Ну правильно. Не за что любить свой народ…. А вот коммунары нашли за что…. И сплотились вокруг своей исключительности, подкрепленной экономическими успехами и успехами в отношениях, в которых жить оказалось много приятнее, чем живут окружающие. А что касается олигархов, то они не могут быть для коммунаров своими, потому что от них идет дискомфорт отношений. А это не менее важно, чем комфорт физический. А бывает, что и более. Так что бедность, богатство, достаток – это не самоцель и это – безусловно, относительные понятия. А вот потребности отношений абсолютны. Особую ценность в коммуне приобретают именно отношения, которые принято называть общинными. Хотя бывают вариации общинных отношений. В данном случае, это коммунистическая вариация. И весьма целостная и законченная.
Возвращаясь к ранговому потенциалу, можно сказать, что в этом "колхозе” ранговый потенциал его членов существенно повышен только за счет вхождения в состав общины, т.е. группы. Это – принцип адиттивности РП. И конкуренция в данном конкретном сучае присутствует и толкает развитие общины. Но это не внутренняя, а внешняя конкуренция. Фактически община, как целое, конкурирует с окружающим их Российским социумом, что так же способствует сплочению.
3. Что произойдет, если коммуна начнет увеличиваться, поглощая окружающее пространство и его население? Ничего хорошего не будет, если отношения останутся теми же…. Я уже много раз говорил, что основная причина перехода от общин и племен к государству заключается в необходимости формализации отношений, что община может существовать только в условиях возможности непосредственного личного контакта между членами общины (и об этом в обсуждаемом тексте про колхоз говорилось неоднократно, хотя и не акцентировано). В этом случае, число членов общины ограничено человеческими способностями к коммуникации. Ну, никто не способен знать о том, что собой представляет каждый из, например, 10 тыс. человек. В этом случае, сдерживать неизменность отношений, обеспечивать выполнение принятых норм можно только формальными законами, общими для большого количества людей. То есть, если причиной возникновения государства как такового являлись: защита от внешних врагов и прекращение междоусобиц между мелким сообществами, то форма отношений внутри государства уже явилась следствием необходимости организовывать эти отношения не так, как в общинах - то есть формально. И общественного мнения тут уже недостаточно. Если же говорить об "общине общин”, как новой идее, то это вполне здраво и это можно обсудить. В этом случае, должны появиться отношения между общинами. Попробуем перечислить, необходимое:
А) Переход из одной общины в другую не должен быть свободным. В противном случае не будет работать воспитательно-сдерживающая функция общины, и любой сможет совершить скрытую провинность (например, не заботиться об общественной пользе от своей деятельности, или вообще совершать подлоги и обманы), понимая, что в случае вскрытия этого, он просто перейдет в общину, где его никто не знает. Б) Если пункт "А” для сельского населения пройдет на ура, то совершенно не ясно, что делать с крупными городами и крупными производственными предприятиями. Для них придется устанавливать отдельные отношения. Тогда государственное устройство должно быть смешанным, а переход из одного предприятия в другое облегченным для гибкости в организации необходимого производства. Все предприятия должны быть подчинены специальным государственным институтам – министерствам. Об этом я писал в Дополнении к статье о Государстве Народного Самоуправления . В) Законы должны быть для всех общин общими и устанавливаться Верховным Советом, состоящим из представителей сельских общин и трудовых коллективов. Но это не значит, что Верховный Совет должен состоять из юристов. Юристы должны быть наемными специалистами, так же как и работники предприятий. Г) Должны существовать и органы государственного правопорядка, но внутри общин порядок должен поддерживаться силами общины, а государственные органы могут быть привлечены к наведению порядка по просьбе советов общин. Д) Армия должна быть государственной и все общины обязаны участвовать в ее обеспечении в равных долях всем необходимым.
Резюмируя, можно сказать, что, по крайней мере, не разрушить имеющееся общество можно только через параллельное развитие сельских общин в существующей государственной системе, которую надо реформировать. И второе, что необходимо – это разукрпнять производственные предприятия и города, и осуществлять по возможности сращивание городских производств с сельскими общинами. Думаю, что рост крупных городов в следствии индустриализации был одной из причин гибели социализма, поскольку города убивают традиционные общинные отношения и порождают разобщенность, безнаказанность и вольготность паразитов.
Здесь разобрано не все, что затрагивается темой, но только то, что автор посчитал важным и готовым к изложению. Изложенная позиция для автора не является окончательной. | |
Просмотров: 2428 | Комментарии: 17
| Теги: |
Всего комментариев: 17 | ||||||
| ||||||