Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Для любителей копипоста: этот материал может корректироваться автором в любое время, поскольку является описанием развивающейся идеологии и рабочим документом. защищенная ссылка на эту статью для модерируемых ресурсов
Развитие и Справедливость (РС)
Это Идеология Развития Человека в рамках Эволюции живого мира. Миром правит не справедливость, а интересы. Нужно адаптировать интересы к справедливости, а не подчинять справедливость интересам. Глава 1. Основа идеологии. "Самые глубокие тайны основных социальных явлений не спрятаны где-то глубоко в архивах, чужих диссертациях, секретных учреждениях или кабинетах сильных мира сего, а открыты для всеобщего обозрения в очевидных фактах повседневной жизни."
Существующая проблема так называемого цивилизованного человечества заключается в неправильно расставленных приоритетах в общественных отношениях. Это культурная проблема. Т.е. проблема несколько шире, нежели выбор между моделями общественных отношений - социализмом и капитализмом. Есть всего два основных типа общественных отношений, которые полностью определяют характер общественных отношений (если опустить половые отношения и отношения связанные с заботой о потомстве). 1. Отношения конкуренции (условно назовем их вертикальными). 2. Отношения взаимопомощи и самопожертвования (условно назовем их горизонтальными).
Конкуренция. Конкуренция – действия по завладению ограниченным ресурсом при наличии других претендентов на этот ресурс. Целью конкуренции всегда является нарушение равенства, то есть - получение преимуществ. Справедливость не требует просто равенства. Она требует равенства условий. Если конкуренция стремится к неравенству в результатах, то есть в следствиях, то справедливость требует равенства в условиях, то есть в причинах. Поэтому справедливость не противоречит конкуренции, но требует для неё равных условий. Вне зависимости от того, знает или не знает человек об основной цели конкуренции при общественных отношениях, эта цель - место в общественной иерархии, которое всегда связано с доступом к распоряжению какими-либо благами (материальными и нематериальными).
Взаимопомощь. Взаимопомощь – взаимное создание благоприятных условий между членами группы для совместного конкурирования с внешними претендентами на ограниченный ресурс. Взаимопомощь в группе возможна только в условиях отсутствия конкуренции за власть внутри группы. Это возможно лишь в условиях отсутствия претензий внутри группы на изменение существующей в ней иерархии. Другими словами, конкуренция за власть (за место в иерархии) исключает взаимопомощь между конкурентами. Конкуренция - с одними членами группы, а взаимопомощь - с другими. Так рождаются внутренние коалиции или подгруппки. Если взаимопомощь сменяется конкуренцией, то это мы называем предательством. Если конкуренцию сменяет взаимопомощь, то это рождает крепкую дружбу.
В основе и конкуренции и взаимопомощи лежит основное направление всего известного нам живого биологического мира. Это выживание и экспансия. Это не только направление, но и способ, и средство существования живого мира. Этому направлению уже в качестве цели следуют как отдельные особи, так и любые сообщества. Конечным результатом следования этой цели является сохранение, распространение и развитие конкретного генотипа. У биологического мира не может быть цели, поскольку он не является субъектом, обладающим волей, однако его развитие выглядит именно так, как если бы он таким субъектом был и такую цель имел. Только в таком контексте можно говорить о цели биологического мира. Правильно следует говорить не о цели развития, а о его направлении, которое определяется необходимостью выживания и экспансии, которые, в свою очередь, есть проявление основного закона жизни:
Самопожертвование. Самопожертвование – создание благоприятных условий для членов группы без взаимности в условиях наличия активных внешних конкурентов. Самопожертвование позволяет достигать цели группы (выживание и экспансия) в русле направления развития живого мира (эволюции) отказом от собственных целей выживания, но не от экспансии, поскольку экспансия живого заключается в его размножении и в освоении новых территорий. Самопожертвование никогда не ведет к снижению возможностей размножения группы, рода и биологического вида в целом. Всегда наоборот. Самопожертвование ценою жизни является редким и крайним проявлением общественных отношений, характерным для критических ситуаций.
Таковы законы природы или законы эволюции живого мира. И таково их проявление у животных, живущих сообществами. В человеческом обществе эти законы проявляются в виде выделяемых феноменов эгоизма, взаимного альтруизма и просто альтруизма. Согласно теории эволюции им. Дарвина, естественный отбор выделяет те сообщества животных, в которых альтруистические мотивы преобладают над эгоистическими. И если говорить о выживании всего сообщества, а не отдельных его представителей, то выживаемость сообщества альтруистов выше. Наблюдения показали верность этого принципа в естественном отборе. Особи с превалирующим эгоистическим поведением получают преимущество в реализации основного направления эволюции относительно альтруистов. Таких особей принято называть паразитами. И если внутри сообщества не вырабатывается механизм, препятствующий их размножению, то такое сообщество неизбежно погибает. Так работает естественный отбор. Эгоистические сообщества гибнут, а альтруистические увеличивают численность сообщества и экспансируют, порождая новые сообщества своим делением.
Выживание и экспансия в процессе эволюции реализуется через приспособление и размножение. Культура же возникла как результат приспособления через обучение. Речь, рассудок и абстрактное мышление – основные отличия Человека от других животных. Они обусловили развитие культуры и составляют вместе с бессознательным (неконтролируемым рассудком) мышлением то, что мы называем разумом. Разум и культура заменили естественный отбор в качестве нового приспособительного механизма и обеспечили выживание и экспансию Человека. Относительно гибкости и скорости развития культуры, развитие физиологических приспособительных механизмов и функций организма Человека существенно медленнее, и формируются уже культурой как внешним фактором. То есть, теперь все усложнилось - культура приспосабливает нас к внешней среде, а физиология приспосабливается к культуре. Естественный отбор находится во власти культуры, и проявляется на тех исторических этапах развития Человека, когда культура и разум не справляются со своей функцией. Сейчас мы явно приблизились к такому периоду. И если прекращение роста численности людей можно считать ситуацией полного освоения территории, то рост смертности означает всегда нереализацию принципа выживания. Для того, что бы можно было считать, что Человек находится на стадии развития, необходимо наличие хотя бы одного из следующих условий:
Подробнее об этих пунктах. Поскольку основными определяющими признаками Человека являются:
На существующем этапе развития Человека мы видим достижение Человеком ситуации практически полного отсутствия внешней конкуренции и обострение конкуренции внутри человечества между отдельными людьми. И даже имеются явные признаки попыток начать отбор людей в результате конкуренции. Т.е ограниченным ресурсом становится сама жизнь, за которую ведется конкурентная борьба. Сама по себе внутренняя конкуренция – это не плохо, это способствует развитию. Плохо, когда в результате этой конкуренции получают преимущество паразиты и снижается выживаемость, т.е. растет смертность. Паразиты это те, кто получает преимущество в конкуренции для себя лично, но не обеспечивает развитие всего общества. У человеческого общества есть способ или механизм борьбы с собственными паразитами. Этот механизм называется справедливость. У человеческого общества есть и другой способ развития, не только сохраняющий силу собственного разума, но и наращивающий её. Это – экспансия вовне, освоение просторов вселенной и снижение собственной смертности.
Идеология не должна делать упор на какое-либо определенное мировоззрение. Иначе она рискует оказаться приемлемой лишь для части людей, понимающих и принимающих именно это мировоззрение. Чем хороша справедливость? Справедливость не зависит от мировоззрений. Основное требование существующей ситуации заключается несоблюдении всех основных и всем понятных требований справедливости, хотя и в разной степени. Справедливость отношений между обществом и каждым его членом предполагает два аспекта: 1. Равенство условий для деятельности. 2. Взаимопомощь. Перечислим подробно основные требования справедливости.
(!!!) Следует различать справедливость и ее применение на практике. Различие в информированности об оцениваемой ситуации приводит к различным результатам, что создает видимость различия в представлениях о справедливости. Причем, на информированность часто оказывает влияние фильтр личных интересов. Справедливость полагается в основу права. Критерий "справедливость” позволяет подвести под идеологию достаточное основание, не имеющее отношение к мировоззрениям.
Эволюция известного нам мира происходит в направлении усложнения структур материи. Эволюция жизни на Земле есть продолжение эволюции мира, и развивается так же в направлении усложнения биологических существ. Эволюция живого проявляет себя двумя принципами развития – выживанием и экспансией вида (его генотипа). Главные и определяющие отличия человека от других животных признаки – это наличие речи, развитого абстрактного мышления и рассудка, а так же минимального набора жестких наследуемых поведенческих программ, называемых инстинктами, что компенсируется высокой обучаемостью в рамках культуры. Эти факторы являются следствиями эволюции, основанной на выживании, экспансии и различных видах естественного отбора.
Предельные основания произвольны. Это значит, что движение мысли человека в сторону первопричин не имеет конца, как и сам процесс познания. И в воле человека определять, что он выбирает в качестве основы для построения планов развития. Важно правильно ограничить необходимые рамки для этого. Если мы говорим, что нас интересует развитие культуры в уже существующих для неё рамках, то такими рамками является вектор эволюции живого. Правильно определив направление и характеристики этого вектора, и место человека в эволюции живого, можно определить направление развития человека, соответствующее вектору эволюции. Направление развития человека совпадает с направлением развития культуры, которое в свою очередь, должно совпадать с направлением эволюции живого и соответствовать законам эволюции. Следуя этому принципу, человек не рискует вступить в противоречия с законами эволюции и поплатиться за это прекращением развития и полным исчезновением с лица Земли. Преодолеть законы природы не значит, их отменить или игнорировать. Это значит определить или познать их как причинно-следственную связь явлений, и использовать их в своих целях. Но законы или принципы эволюции живого определяют наличие самого процесса познания и преодоления. Нельзя пилить сук, на котором сидишь. Нельзя его и игнорировать, чтобы не спилить случайно или по неразумности. Это необходимые и достаточные рамки. Дальнейшие главы этого документа должны быть посвящены раскрытию способов, обеспечивающих следование вектору эволюции и реализации справедливости с ориентацией на природу человека, т.е. на его врожденные свойства и способности, определенные всем предыдущим развитием вида Человек. Продолжение в статье о потребностях и интересах. | |
Просмотров: 3536 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 10 | ||||
| ||||