Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Это продолжение темы Основы ИРС. Вводная часть. Чтобы ответить на этот вопрос "где искать рычаг, потянув за который можно изменить общество?", нужно определить подход или инструмент, и язык. В противном случае не будет целостной четкой картины, а без этого вразумительного ответа не получится. Рычаг этот в мотивах. И об этом будет статья. Нельзя сказать, что это будет строго научный подход. Скорее всего, его можно назвать философским, поскольку речь будет идти о связи наблюдаемой реальности со средствами её выражения через понятия и язык вербального общения. То есть речь об имеющихся представлениях и о результатах их обработки рассудком. Имеющиеся в языке понятия позволяют нам полностью описывать наблюдаемые проявления различных феноменов реальности. Дело ученых-специалистов найти физиологические механизмы, отвечающие за те или иные проявления реальности в поведении людей, и они эту работу активно и успешно ведут. Нам же в рамках идеологического подхода развития и справедливости (ИРС) необходимо обобщить и увязать обработанные средствами языка представления об этих проявлениях реальности. В данном случае, речь идет о человеческом обществе и о Человеке, как некоем обобщенном образе, который отражает некое общее для каждого представителя вида Человек.
1. Мотивы. В процессе прочтения следует обращаться к указанному ниже рисунку. Это позволит сформироваться наиболее четкому и целостному пониманию написанного и созданию соответствующего сложного образа. На рисунке изображено взаимовлияние мотивов и условий, отвечающих за формирование личности. Интеллект и рассудок в этой схеме не показаны, но они обязательно участвует в этом процессе в качестве основных инструментов для него. Пока мы отложим рассмотрение интеллекта и рассудка, поскольку рассматриваем мотивы поведения и условия их формирования.
Для этого текста под мотивами следует понимать самую высокую степень обобщения для тех понятий, которые обозначают все, что заставляет человека быть активным и вообще что-то делать. Чтобы можно было увязать написанное с существующими в научном мире представлениями, следует перечислить как обычно называют то, о чем пойдет речь как о базовых потребностях. Базовые потребности. Это самая основа мотивов. Эти потребности в неизменном виде можно найти во всех человеческих культурах на всех этапах развития. Более того, эти потребности присутствуют у всех представителей отряда приматов. Более того, эти потребности присутствуют у всех млекопитающих, живущих сообществами, и не только у млекопитающих, но дальше мы прослеживать обобщение не будем. Достаточно. Итак, перечислим эти самые общие основы мотивов. Но сначала, сделаем полезное для нас разделение на мотивы, связанные с общественной жизнью и мотивы с ней не связанные. Последние, обычно, принято ошибочно называть физиологическими, примитивными, животными. То, что порождает так называемый феномен потребительства, и под этим понимают потребление материальных благ, иногда добавляя сюда и потребление так называемых духовных благ. В противоположность этому приводится так называемый личностный рост (еще любят говорить – духовный рост) – понятие, которое тем чаще применяют, чем меньше понимают, что это такое. Но с таким подходом мы быстро запутаемся в анализе потребностей. Дело в том, что под психической активностью так же находится физиология. Поэтому нефизиологических потребностей вообще не существует. Для кого-то это утверждение не приемлемо, но от этого оно не перестанет быть истинным, как основанное на результатах опытно-экспериментальных исследований и наблюдений. Назовем тогда потребности не связанные с общественной жизнью "потребностями вне отношений”. Тогда первые автоматически становятся "потребностями отношений”. Потребности вне отношений (не связанные с общественной жизнью). · Секс или либидо (избегание сексуального голода и достижение удовлетворения). · Самосохранение (избегание опасности, достижение безопасности). · Еда (избегание чувства голода и достижение чувства сытости). · Загруженность деятельностью в соответствии с имеющимися физическими возможностями организма (человек не может длительно ничего не делать, но и не желает находиться в состоянии постоянства усталости). · Уклонение от излишней ненужной деятельности или оптимизация усилий. · Комфортные физические окружающие условия. · Постижение нового или любознательность. · Забота о потомстве, даже о чужом, даже о потомстве не своего вида. · Иметь собственное убежище или территорию. · Аффективная потребность агрессии в критических ситуациях (аварийная) · Потребность ощущать эмоции, воспринимающееся как желание ощущения полноты жизни (без ощущения эмоций мы бы ничего не знали о потребностях, а без этой потребности удовлетворение других потребностей было бы менее активным). Потребности отношений (связанные с общественной жизнью). · Занимать место в обществе в соответствии с уровнем и типом психической активности.(Сюда же можно отнести "желание ощущения полноты жизни”.) Это - потребность в самореализации. · Отождествлять себя с некоей репрезентативной группой людей, сверка собственного поведения с которыми не вызывает некомфорта, требующего завышенной активности. Причем таких групп может одновременно существовать несколько, они выстроены в иерархию по степени близости, и в течении жизни могут сменять одна другую. Понятие "свои” близко к определению такой репрезентативной группы. · Заботиться о своих. · Потребность взаимности (основа для справедливости) · Иметь и сохранять общую для всего своего общества территорию – общественную территорию. Интересы. Интересы возникают из базовых потребностей в результате адаптации к окружающим условиям в процессе научения*. В результате такого формирования человека мы получаем личность. Личность уже имеет интересы как устойчивые и привычные способы удовлетворения базовых потребностей. Если потребности удовлетворяются плохо и есть запас активности, то человек способен поменять интересы сознательно. Это одна из функций сознания – находить способы удовлетворения базовых потребностей. *Не путать с "обучением”, связанным с целенаправленной деятельностью со стороны обучающего. При научении учитель не обязателен. Научение не обязательно целенаправленно как самообучение. Научение – более общее понятие, чем обучение и самообучение. Потребности интересов. Первое, что следует подчеркнуть, это то, что потребности интересов и базовые потребности – не одно и то же. Можно сказать, что потребности интересов – это вторичные потребности, а базовые – первичные (выше говорилось о причинах и следствиях). Фактически, это (ПИ) - то же самое, что и интересы, но применяется в других контекстах или в других словосочетаниях. Разница в том, что интересами обычно описываются мотивы в контексте отношений, а потребностями - в контексте вне отношений, т.е. то, что и называется простым потребительством. Здесь нам важно, что и интересы и потребности интересов есть лишь способы реализации природных базовых потребностей. Тех самых, которые наблюдаются не только у "цивилизованного человека” и не только у человека, но и у всего живого, различаясь лишь по составу в зависимости от сложности живого организма. Если интересы можно назвать стратегиями удовлетворения базовых потребностей, то потребности интересов можно назвать конечными целями этих стратегий. Но в этом случае, потребности интересов есть уже не то, что мы называем простым потребительством!!! Например, потребность быть лидером явно определяет интересы личности. Но не у всех людей потребность быть лидером становится стратегией поведения, и соответственно, не у всех формируется такая потребность (потребность интересов). Здесь сразу следует оговориться, что за формирование такой потребности и таких интересов отвечают как внешние условия, так и внутренние специфические для конкретного человека физиологические особенности (см. картинку выше).
Потребности интересов – это то, о чем мы думаем и берем в расчет. Это определяет наши жизненные цели, как тактические, так и стратегические. Вам же хочется не просто пить, а выпить, например, именно пива! Или не просто есть, а именно съесть стейк, или тушеные овощи! Это проявляется влияние потребности ощущения полноты жизни. Эдакая потребность, порождающая как гедонизм, и снобизм, так и самореализацию. Да мало ли что нам всем хочется??? Не просто что-то желаемое получить, а в красках новизны! Тем более что актуальность, как произведение новизны и значимости, есть пища для рассудка и сознания. Здесь следует указать, что система значимостей участвует в формировании интересов и потребностей интересов из базовых потребностей в качестве инструмента. Система значимости работает через механизм эмоций, который определяется физиологией нейромедиаторов и рефлексами, как основой всей психики. И еще особенно хорошо, когда удовлетворение одной потребности интересов удовлетворяет сразу целый букет базовых потребностей. Обычно происходит именно так. И это естественно, поскольку человек, формирует интересы и потребности интересов, исходя из оптимизации и минимизации собственных усилий. Вообще, интересы и потребности интересов, как порождение научения под влиянием культуры, относятся к общей области культуры. Можно сказать, что это окультуренные базовые потребности.
Когда говорят об обществе потребления, имеют в виду именно вторичные потребности. Причем, акцентируют внимание на потребностях не связанных с общественной жизнью. Можно сказать, что так называемые духовные потребности – это как раз потребности отношений, т.е. связанные с общественной жизнью (см. духовность). Если последние не развиты или забыты, или обойдены вниманием сознания, т.е. культура упускает их из своего списка значимых потребностей интересов, которые еще называются ценностями, то говорят о деградации общества или об обществе потребления. Но следует акцентировать внимание на том, что речь только о тех вторичных потребностях, которые неудачно связаны с потребностями отношений или вообще никак не связаны. В первом случае имеем несправедливые отношения, которые разделяют людей и делают их конкурентами, а во втором случае имеем просто потребности отдельных человеческих атомов (говорят об атомизации общества). Фраза "ничего личного, просто - бизнес” отличная иллюстрация неудачно выбранного способа реализации базовых потребностей отношений. Фраза "я самодостаточен и внутренне свободен, и мне по барабану чужое мнение” говорит о высокой атомизированности человека, причем речь о сознательном выборе личных интересов, которые не требуют согласованности с мнением окружающих, пусть и не ближних, а героев прочитанных книг. Это бы ничего, но плохо, если человек не осознает, что на самом деле он согласовывает свою жизнь с героями прочитанного в детстве или с людьми, которые окружали его ранее, а думает, что он абсолютно независим от общества. Зависим, но не от окружения. Это значит, что он не смог подобрать и усвоить стратегию общения и взаимозависимости так, что бы это не выглядело как нарушение его свободы и самостоятельности. Есть и другой вариант независимости. Это когда личность закончена, и произошло это на основании научения в более ранний период жизни, после которого жизненная позиция, усвоенные способы реализации базовых потребностей, проявляющиеся в виде интересов, действуют достаточно эффективно. И есть только один способ изменить стереотипы. Это – оказаться в условиях их неэффективности. И как раз тут подключается интеллект, который должен подобрать новую более эффективную стратегию. Но об этом опять же, отдельно и позже, поскольку в этом суть всей темы.
2. Условия.
Под условиями в тексте следует понимать все возможные существующие ограничения для деятельности или для реализации мотивов. Условия влияют одновременно и независимо друг от друга. Следует различать внешние и внутренние условия. Внешние условия. Внутренние условия.
Теперь, если обратиться к рисунку, то видно, что внешние культурные условия вместе с интересами и потребностями интересов представляют собой гибкую саморазвивающуюся систему, что связано с деятельностью рассудка или, если говорить шире – разума. Внутренние же условия, или база, остаются в неизменности. Хотя это не совсем так. Медицина и химические препараты могут менять эти внутренние условия. И именно таким изменениям всегда противостоит религия, стоящая всегда на страже традиций. И это правильно. Базу менять слишком опасно. Тем более если речь о евгенике. Это означает выход из-под покровительства эволюционного вектора и переход к полностью самостоятельному чисто разумному развитию. В этом случае есть опасность фатальности ошибок разума, и здесь необходима осторожность. Особенно в плане генетики в массовых масштабах. Пока медицина стоит на страже сохранения биологии человека в неизменности, она остается в русле эволюции. И если мы неосторожно вмешаемся в биологическую базу, то потеряем природную поддержку. А в условиях глобальности человечества это означает исчезновение всей глобальной цивилизации, а не отдельного народа. В этом плане глобализм крайне опасен. Он исключает влияние конкуренции между сообществами и выбраковку неэффективных для развития вида в целом. В следствии такой конкуренции должны отбраковываться и отбраковываются эгоистические менее сплоченные сообщества. Разум, исходя из условий, формирует интересы и потребности интересов из базовых потребностей.
3. Понятия разума. Интеллект - показатель эффективности психической активности при выборе специфики Сознание – результат работы механизма адаптации личности, который обеспечивает формирование и корректировку автоматизмов поведения, и использует для этого распознавание наибольшей актуальности на текущий момент. Сознание – способ или форма функционирования мозга. У Человека сознание обязательно предполагает наличие рассудка, как особенность чисто человеческого сознания.
Рассудок – способность оперировать цельными образами, выделять в них главные признаки и создавать на этой основе обобщенные образы, называемые понятиями, т.е. мыслить. Понятия и просто слова или символы любого языка – это знаки и символы, поставленные в соответствие с обобщенными образами.
Разум – проявление результатов сознательной человеческой деятельности.
Итак, прорисовывается следующая четкая картинка. Существуют врожденные базовые потребности, которые обеспечивают активность в заданных этими потребностями направлениях. Существуют врожденные личностные особенности, которые обеспечивают различия в активности и её направленности, и это - то, что разнит людей психологически. Существует человеческий разум, который обеспечивает реализацию базовых потребностей в существующих внешних условиях, на которые человек сильно влияет, адаптируя под реализацию своих базовых потребностей через создание культуры. Для каждого человека разум реализует базовые потребности посредством преобразования их в интересы и потребности интересов, исходя из существующей окружающей ситуации и врожденных личностных особенностей. Культурное преобразование самой окружающей ситуации под себя является основным общечеловеческим интересом, и количество вариантов такого преобразования ничем не ограничено. За эффективность преобразования окружающей среды, за изменение способов такого преобразования отвечает сознание и интеллект.
4. Ответ. Что делать? - Найти способ заинтересовать! Культуру развивает психическая активность удовлетворения базовых потребностей, сознание, рассудок и интеллект, что все вместе называется разумом. Базовые потребности эволюционно сформированы в полном достаточном наборе для обеспечения основных целей эволюции – выживания и экспансии. И если эти цели явно не достигаются, а человечество явно терпит кризис развития культуры, то исправление ситуации находится в функции разума. Только он может изменить интересы и потребности интересов. Но проблема в том, что такие изменения очень затруднены. И здесь возможны несколько вариантов или способов таких изменений.
Но вся фишка в том, что люди разные и находятся в разных условиях. Именно поэтому у людей различные интересы. Поэтому разные люди по-разному представляют себе систему общественных отношений. Одни и те же потребности отношений реализованы в разных условиях по-разному. Тех, кто успешно встроился в существующую систему отношений, разумеется, она устраивает. И если что-то не устраивает, то не устраивает не так, как тех, кто встроен хуже. Поэтому ключом к некризисному неантагонистическому обществу можно считать только общество равных условий. Только в равных условиях могут быть равные интересы, и общество будет монолитно и способно к свободному развитию, лишенному противоречий интересов, т.е. противоречий между людьми с разными интересами. И если один человек хуже встроен в систему общественных отношений, нежели другой, то он должен быть уверен, что его положение полностью соответствует его уровню активности, а место в общественном разделении труда выбрано им самим и в соответствии с его личными психическими особенностями. В таком случае, кадровый вопрос и вопрос выбора профессии или области деятельности должен стать ключевым для формирования справедливых отношений, наравне с вопросом о равных условиях, и в качестве его дополнения. И третье, в чем он должен быть уверен – это то, что он проживает на территории той общественной группы, с которой себя отождествляет и в которой ему комфортно ощущать себя своим. И чем такая территория шире, а группа больше, и чем группа монолитнее по интересам, тем более сильным и более спокойным он себя будет ощущать. Но об этом подробнее и позже, когда рассмотрим практическое применение указанного подхода. Сейчас же достаточно сделать акцент на том, что выровнять интересы, вывести справедливость из подчинения интересам, и адаптировать интересы к справедливости возможно. Для этого необходимо и достаточно создать справедливые и равные для всех окружающие условия. И сделать это можно только централизованно и сообща, действуя по трем указанным выше направлениям (подключение разума, создание условий, подготовка нового поколения к новым условиям). А вот создание новых условий без политической борьбы не возможно. Поскольку интересы убеждению не поддаются. Это совершенно разные механизмы регулирования поведения. Интересы можно поколебать, только сделав следование им неэффективным. А для этого нужно изменить ситуацию. А именно этому интересы и препятствуют. | |
Просмотров: 3093 | Комментарии: 20
| Теги: |
Всего комментариев: 20 | ||||||||
| ||||||||