Воскресенье, 19.08.2018, 12:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Точка Зрения 

Блог

Главная » 2011 » Май » 21 » Сознание
09:18
Сознание

Сознание - комплекс представлений  о себе и мире, возникающий при формировании личности посредством общения, и используемый в процессе мышления.
Психофизиологическое:
Сознание - комплекс представлений о себе и мире, используемый в процессе мышления, возникающий в процессе онтогенеза, то есть в результате работы механизма адаптации личности, который обеспечивает формирование и корректировку автоматизмов поведения, и использует для этого распознавание наибольшей актуальности на текущий момент. При этом, автоматизмы, сформированные без участия сознания (некритически) сознательно не корректируются.

источник-повод тут
Рабочий черновой вариант для обсуждения общего определения:

Сознание - комплекс представлений о себе и мире, используемый в процессе мышления, возникающий в процессе онтогенеза, то есть в результате работы механизма адаптации личности, который обеспечивает формирование и корректировку автоматизмов поведения, и использует для этого распознавание наибольшей актуальности на текущий момент.

Дополнения:
В процессе формирования сознания можно выделить три перекрывающихся по времени онтогенеза личности этапа:
- формирование представлений об окружающем мире (образов в памяти) как состоящем из отдельных предметов, имеющих обозначение в виде названий и имеющих границы, формирование предметного (или объектного) мышления,
- формирование представлений о самом себе через ощущение своего тела,
- формирование представлений о своем мышлении, называемом "я", возникает самосознание или самонаблюдение с самооценкой.
После завершения третьего этапа у человека может возникать представление об отдельном существовании своего тела и своего "я" (функции самонаблюдения, самоконтроля и самооценки), что лежит в основе представлений о душе.

В контексте определения психофизиологии под личностью следует понимать живое существо, имеющее физиологические механизмы, дающие возможность реализации всего указанного, но при условии наличия соответствующей среды для развития (онтогенеза). Применительно к человеку такой средой является человеческая культура, формирующая Сознание человека. Так же исходя из определения психофизиологии можно сделать вывод, что сознанием обладает не только человек, но и другие животные, поскольку физиологические отличия мозга не существенны, и все физиологические механизмы присутствуют и там и там. Исключение составляют новые специализированные зоны мозга (Брока и Вернике), ответственные за артикуляцию и понимание речи. Точно так же выглядит вопрос о личности, являющейся результатом общения, проявляющейся в нем, и возникшей как феномен для него же. Однако принципиальные качественные различия есть. И они связаны с наличием рассудка, который взаимообусловлен феноменом речи.
"Было установлено, что человекообразные обезьяны способны к знаковому мышлению. Однако считается, что конкретные языковые способности не являются врожденными. Трудности, с которыми приматы постигают язык, ограниченность их способности спонтанно создавать новые конструкции, недостаточно сложный синтаксис и общее отсутствие внутренней мотивации языкового общения - все это достаточно ясно свидетельствует о существовании огромного разрыва между человеком и его ближайшими родственниками.... Впрочем, конкретные языковые способности, в том числе мыслительная способность к комплексному использованию языка, равно как и анатомические приспособления для артикуляции, присущи только людям."
"Философов и психологов давно интересовало, до какой степени язык влияет на мыслительное восприятие действительности.... Исследования животных, которых обучили языку, подтвердили, что они пользуются целым рядом понятийных схем, схожих с нашими, хотя и в более ограниченных масштабах. Более того, многочисленные виды животных, не способных обучаться языку, также проявили понятийные способности. Например, обезьяны макаки понимают счет от одного до девяти (Brannon & Terrace, 1998), различают лица (Rolls, 1984), узнают представителей своего вида (Yoshikibo, 1985) и понимают отношения матери и детеныша (Dasser, 1988")" /Дж.Палмер. Эволюционная психология. Глава 4./

Про самосознание.
"Понятие самосознания не является ключевым в механизмах психики и не требуется для их описания, это - чисто философское образование, как бывает в предметных областях, пока далеких от понимания сути явления." /источник/

К СОДЕРЖАНИЮ >>>

Просмотров: 514 | Добавил: SergM | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]