Воскресенье, 19.08.2018, 12:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Точка Зрения 

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Уроки эволюции.

Предыдущая статья о мотивах и интересах.

 Естественные науки открывают нам новые понятия и наполняют новым смыслом уже имеющиеся.

Урок 1.  Свой-чужой.

Речь идет о необходимом условии проявления одной из базовых потребностей отношений, рассмотренных ранее. Это потребность отождествлять себя с такими же участниками некоей группы, с которыми составляется сообщество.

Дуальность "свой-чужой” (или "наш-не наш”) сродни дуальностям "добро-зло” и "польза-вред”. Но если последние две относятся к чисто оценочным характеристикам, то понятие "свой” относится к процессу самоотождествления и его результату – отношениям. Это – определяющий принцип формирования общности. Это – критерий применимости представлений о справедливости. Если база представлений о справедливости (указана в главе "Основа идеологии РС”) обусловлена ходом эволюции живого на Земле и работой принципов выживания и экспансии, то применимость представлений о справедливости конкретизируется культурными особенностями отдельных человеческих общностей (этносов, народов, национальностей, племен и т.п.). Сами по себе представления о справедливости не могут полностью определять общественные отношения, поскольку вмешиваются различия рангового потенциала, ведущие к влиянию "права сильного”.

Все альтруистические общественно полезные мотивы поведения распространяются у всех общественных животных только на своих. Иллюстрирует это, например, тот факт, что для успешного ведения войны и снятия ограничения на убийство требуется такой феномен как "расчеловечивание противника”. Подобное происходит и при криминальном делении на "пацанов” и "лохов”. Похожее происходит при делении общества на классы. Точно тоже самое лежит в основе властвующих групп, кланов или семей, и  в основе любых коалиций. Разумеется, начало такому разделению на своих и чужих восходит к родоплеменному строю, и далее к высокоразвитым животным, ведущим стадный или стайный образ жизни.

Свои – это те, от кого можно ожидать отношений взаимности, в том числе, и самопожертвования.

Применение справедливости возможно только к своим, поскольку сами представления о справедливости сформированы на основе отношений взаимности.

Свои могут быть различной степени близости в соответствии с ожидаемым уровнем взаимности. Слово "родной” соответствует ожидаемой высшей степени взаимности вплоть до самопожертвования. Это - предельный свой. Отношения, обозначаемые словом "родной”, максимально соответствуют продолжению своего рода. Но самопожертвование уже выходит за рамки справедливости, поскольку самопожертвование можно ожидать, но несправедливо требовать.

Остаться без своих совсем – значит остаться в полном одиночестве. Потребность "отождествлять себя с себе подобными и составлять с ними сообщество” этого не допускает.  А при составлении половой пары, одинокий человек становится крайне привязанным.

Урок 2. Общественная иерархия и ранговый потенциал.

И общественная иерархия и ранговый потенциал – характерные признаки общественного поведения как высших животных, ведущих общественный образ жизни, так и Человека. Можно сказать, что существуют врожденные генетически обусловленные механизмы реализации такого поведения в случае развития человека или животного в нормальных для него условиях, поскольку генетика лишь задает возможности, для превращения которых в реальные мотивы и поведение  нужны соответствующие условия онтогенеза (развития особи). А для включения уже сформированных механизмов реагирования нужны соответствующие им ситуации (или стимулы – релизеры). Так же можно сказать, что такое поведение имеет инстинктивную основу, или определяется генетически, что гораздо короче и достаточно для понимания дальнейшего.

Построение иерархии в обществе – ситуация неизбежная и необходимая для человека.

Общественная иерархия – отношения доминирования-подчинения последовательного многоступенчатого пирамидального типа. Как правило, на вершине находится единственный доминант. Это пирамида власти. Иерархия необходима для централизованного согласования усилий при решении задачи, не разрешимой каждым по-отдельности. Поэтому иерархия существует столько же, сколько существуют сообщества живых существ.

Ранговый потенциал (РП) – способность человека занимать место в общественной иерархии. Чем выше РП, тем на более высокое положение в иерархической пирамиде способен человек. Уровень РП врожденный, но в некоторых пределах изменяемый от ситуации. РП людей входящих в коалицию внутри сообщества повышается самим участием в коалиции. Участники коалиции – в большей степени "свои”, нежели остальные члены сообщества. Наличие рядом "своих повышает РП.

Признаки людей с высоким  РП:

1. Эффективная функция психики в условиях критических ситуаций в межличностных отношениях.  Необходимость наличия критических ситуаций для поддержания интереса к жизни.  Высокая устойчивость в конфликтах. Легко переходят в состояние агрессии.
2. Невозможность длительного сосредоточения на однообразной деятельности.
3. Нормы морали и нравственности не играют для них существенной роли так же, как и закон.

Признаки людей с низким  РП:

1. Блокировка психики в критических ситуациях, избегание их. Невысокая устойчивость в конфликтах.  Невозможность длительно выдерживать конфликт в случае, если он все же произошел. Не агрессивны.
2. Эффективная функция психики в условиях стабильной некритической ситуации.
3. Законопослушные. Понимают что такое мораль, нравственность, справедливость.

РП не имеет никакого отношения к интеллекту,  отваге, героизму, но накладывает на них свою специфику, поскольку большинство жизненных ситуаций для человека происходит в рамках общества.

Урок 3. Феномен выученной беспомощности.

В 1964 году молодой выпускник Университета американец Мартин Селигман открыл феномен выученной беспомощности,  развил его в теорию, за которую в 1976 году получил премию Американской Психологической Ассоциации. Затем эту же премию получил Лин Абрамсон за дальнейшее развитие этой теории.

Суть феномена проста и заключается фактически в формировании условного рефлекса на неудачу в какой-либо ситуации, что приводит к отказу от активных действий при повторении ситуации или возникновении схожей. Особенностью феномена является закрепление такой реакции в силу имевшей место неприятности, сопряженной с активными действиями. Эксперименты показали наличие этого феномена и у животных и у людей.

Нам же важно применение феномена выученной беспомощности в общественных отношениях. Именно он объясняет во многих случаях человеческую пассивность и пассивность общества в целом. Бесполезные безрезультатные попытки улучшения общественных отношений которые ведут только к ухудшению ситуации, рождают ощущение безысходности и бесполезности, бессмысленности самих попыток что-либо изменить. Так произошло после 91-го года с массой советского народа. Хотели лучшей жизни, а получили переход к выживанию и неверие любым теориям общества. 
Этологам известно, что ранговый потенциал способен адаптироваться к ситуации. Например, когда вожак определился, другие животные переходят в режим сохранения энергии и оставляют всякие попытки "смены власти”, в то время как вожак приобретает горделивую осанку, умиротворенное уверенное поведение и лучится довольством, не скупясь на активные действия при необходимости. Таким образом, происходит стабилизация властных отношений, спокойствие сообщества и успешная борьба за существование совместными действиями. Аналогично происходит и у людей. Высокий ранг усиливает активность, чем и поддерживается, а низкий наоборот. Этот же феномен позволяет расширить линейку рангов от монарха до маргиналов. Он ответственен за активность начальников и пассивность подчиненных. Так же он явно лежит в основе известного психологам феномена комплекса неполноценности. Во всяком случае, природа явно схожа.

Поэтому, при проектировании общества светлого будущего и просто в политике следует принимать во внимание необходимость усилий по предотвращению формирования выученной беспомощности и выяснению способов его снятия для огромных масс населения. В противном случае он будет способствовать социальному неравенству и расслоению. Но в тяжелое время он может способствовать дисциплине и консолидации.

Урок 4. Примативность.

"Примативность (через "а" - от лат. primatus - первоначальный) - понятие, характеризущее степень влияния инстинктивных мотиваций на практическое поведение” (А.И.Протопопов).
Чем отличается вожак от командира, котла от коллектива, секси от леди? Речь о том, что превалирует в мотивах поступков – инстинктивное или рациональное, сердце или разум, подчиняется ли человек первому порыву или предпочитает обдумать или следовать культурным нормам. Кто нам больше нравится по кинофильмам? Правильно – те, кто думают сердцем. Сердце не ошибается. А почему не ошибается? Да потому что все наши потребности сидят на природной инстинктивной базе. А культура – это только надстройка, позволяющая эту базу реализовывать в условиях общества. Хотя, иногда вместо сердца используют метафорично совсем другую часть тела….  Это и есть примативность. В современном мире людей кратчайший инстинктивный путь к цели уже давно перестал приводить к успеху. Сама разумность уже стала одним из критериев выбора полового партнера. Таким образом, эволюция уже сама отбирает рассудительных интеллектуалов способных к сложным действиям, ведущим к цели. Жить и жить вместе. Выживание и экспансия – природная основа жизни и основа развития. И много чему следует научиться человеку, чтобы эффективно развиваться большими сообществами, помимо заложенного природой. Сама возможность научения культуре тоже заложена. Хотя использовать её или нет – в нашей власти.
Сейчас культивируется высокий ранг и примативность. Примативно - значит не обдуманно, не понимая возможных последствий, достигая одно и ломая другое, достигая сейчас на время и теряя в будущем навсегда.

 

В дальнейшем предполагается рассмотреть другие уроки под рабочими заголовками:

Урок 5. Размеры сообщества.
Урок 6. Сила и согласие.
Урок 7. Глобализация и парадокс Симпсона.

Продолжение в главе Практика. Как это работает.

Категория: Мои статьи | Добавил: SergM (09.03.2012)
Просмотров: 919 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]