Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Урок 1. Свой-чужой. Речь идет о необходимом условии проявления одной из базовых потребностей отношений, рассмотренных ранее. Это потребность отождествлять себя с такими же участниками некоей группы, с которыми составляется сообщество. Дуальность "свой-чужой” (или "наш-не наш”) сродни дуальностям "добро-зло” и "польза-вред”. Но если последние две относятся к чисто оценочным характеристикам, то понятие "свой” относится к процессу самоотождествления и его результату – отношениям. Это – определяющий принцип формирования общности. Это – критерий применимости представлений о справедливости. Если база представлений о справедливости (указана в главе "Основа идеологии РС”) обусловлена ходом эволюции живого на Земле и работой принципов выживания и экспансии, то применимость представлений о справедливости конкретизируется культурными особенностями отдельных человеческих общностей (этносов, народов, национальностей, племен и т.п.). Сами по себе представления о справедливости не могут полностью определять общественные отношения, поскольку вмешиваются различия рангового потенциала, ведущие к влиянию "права сильного”. Все альтруистические общественно полезные мотивы поведения распространяются у всех общественных животных только на своих. Иллюстрирует это, например, тот факт, что для успешного ведения войны и снятия ограничения на убийство требуется такой феномен как "расчеловечивание противника”. Подобное происходит и при криминальном делении на "пацанов” и "лохов”. Похожее происходит при делении общества на классы. Точно тоже самое лежит в основе властвующих групп, кланов или семей, и в основе любых коалиций. Разумеется, начало такому разделению на своих и чужих восходит к родоплеменному строю, и далее к высокоразвитым животным, ведущим стадный или стайный образ жизни. Свои – это те, от кого можно ожидать отношений взаимности, в том числе, и самопожертвования. Применение справедливости возможно только к своим, поскольку сами представления о справедливости сформированы на основе отношений взаимности. Свои могут быть различной степени близости в соответствии с ожидаемым уровнем взаимности. Слово "родной” соответствует ожидаемой высшей степени взаимности вплоть до самопожертвования. Это - предельный свой. Отношения, обозначаемые словом "родной”, максимально соответствуют продолжению своего рода. Но самопожертвование уже выходит за рамки справедливости, поскольку самопожертвование можно ожидать, но несправедливо требовать. Остаться без своих совсем – значит остаться в полном одиночестве. Потребность "отождествлять себя с себе подобными и составлять с ними сообщество” этого не допускает. А при составлении половой пары, одинокий человек становится крайне привязанным. Урок 2. Общественная иерархия и ранговый потенциал. И общественная иерархия и ранговый потенциал – характерные признаки общественного поведения как высших животных, ведущих общественный образ жизни, так и Человека. Можно сказать, что существуют врожденные генетически обусловленные механизмы реализации такого поведения в случае развития человека или животного в нормальных для него условиях, поскольку генетика лишь задает возможности, для превращения которых в реальные мотивы и поведение нужны соответствующие условия онтогенеза (развития особи). А для включения уже сформированных механизмов реагирования нужны соответствующие им ситуации (или стимулы – релизеры). Так же можно сказать, что такое поведение имеет инстинктивную основу, или определяется генетически, что гораздо короче и достаточно для понимания дальнейшего. Построение иерархии в
обществе – ситуация неизбежная и необходимая для человека. Общественная иерархия – отношения доминирования-подчинения последовательного многоступенчатого пирамидального типа. Как правило, на вершине находится единственный доминант. Это пирамида власти. Иерархия необходима для централизованного согласования усилий при решении задачи, не разрешимой каждым по-отдельности. Поэтому иерархия существует столько же, сколько существуют сообщества живых существ. Ранговый потенциал (РП) – способность человека занимать место в общественной иерархии. Чем выше РП, тем на более высокое положение в иерархической пирамиде способен человек. Уровень РП врожденный, но в некоторых пределах изменяемый от ситуации. РП людей входящих в коалицию внутри сообщества повышается самим участием в коалиции. Участники коалиции – в большей степени "свои”, нежели остальные члены сообщества. Наличие рядом "своих” повышает РП. Признаки людей с высоким РП: 1. Эффективная функция психики в условиях критических
ситуаций в межличностных отношениях.
Необходимость наличия критических ситуаций для поддержания интереса к
жизни. Высокая устойчивость в
конфликтах. Легко переходят в состояние агрессии. Признаки людей с низким РП:
1. Блокировка психики в критических ситуациях, избегание их. Невысокая
устойчивость в конфликтах. Невозможность
длительно выдерживать конфликт в случае, если он все же произошел. Не
агрессивны. РП не имеет никакого отношения к интеллекту, отваге, героизму, но накладывает на них свою специфику, поскольку большинство жизненных ситуаций для человека происходит в рамках общества. Урок 3. Феномен выученной беспомощности. В 1964 году молодой выпускник Университета американец Мартин Селигман открыл феномен выученной беспомощности, развил его в теорию, за которую в 1976 году получил премию Американской Психологической Ассоциации. Затем эту же премию получил Лин Абрамсон за дальнейшее развитие этой теории. Суть феномена проста и заключается фактически в формировании условного рефлекса на неудачу в какой-либо ситуации, что приводит к отказу от активных действий при повторении ситуации или возникновении схожей. Особенностью феномена является закрепление такой реакции в силу имевшей место неприятности, сопряженной с активными действиями. Эксперименты показали наличие этого феномена и у животных и у людей. Нам же важно применение феномена выученной беспомощности в
общественных отношениях. Именно он объясняет во многих случаях человеческую
пассивность и пассивность общества в целом. Бесполезные безрезультатные попытки улучшения общественных отношений которые ведут только к ухудшению ситуации, рождают ощущение безысходности и бесполезности, бессмысленности самих попыток что-либо изменить. Так произошло после 91-го года с массой советского народа. Хотели лучшей жизни, а получили переход к выживанию и неверие любым теориям общества. Поэтому, при проектировании общества светлого будущего и просто в политике следует принимать во внимание необходимость усилий по предотвращению формирования выученной беспомощности и выяснению способов его снятия для огромных масс населения. В противном случае он будет способствовать социальному неравенству и расслоению. Но в тяжелое время он может способствовать дисциплине и консолидации. Урок 4. Примативность. "Примативность (через "а" - от лат.
primatus - первоначальный) - понятие, характеризущее степень влияния инстинктивных
мотиваций на практическое поведение” (А.И.Протопопов). В дальнейшем предполагается рассмотреть другие
уроки под рабочими заголовками: Урок 5. Размеры сообщества. Продолжение в главе Практика. Как это работает. | |
Просмотров: 1354 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |