Понедельник, 23.10.2017, 07:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Точка Зрения 

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи авторов

Стратегия оппозиции. Часть 2 /Ольга Козырева/
Вернуться на страницу СТАТЬИ АВТОРОВ


Статья размещена с разрешения Ольги Козыревой.

Ольга Козырева.
Стратегия оппозиции. Часть 2.


В предыдущей статье мы говорили о том, что патриотической оппозиции необходимо достичь двух основных целей:

- добиться реальной власти, т.е. возможности принимать решения или хотя бы  существенно влиять на принятие решений;

- изменить социальные системы таким образом, чтобы эти системы позволяли России жить и развиваться.

Однако обе эти цели невозможно достичь без опоры на людей, которые захотят и смогут осуществить эти изменения. Привести оппозицию к власти и тем более провести преобразования в обществе способен лишь широкий общественный слой, обладающий политической активностью.

Этот общественный слой специальными способами создается – конструируется. Для этого социальные технологи выделяют социальное поле – т.е. группы людей, обладающих сходными ценностями, близкой культурой, похожим мировоззрением. В это социальное поле вбрасывают определенные представления, которые сплачивают и активизируют его представителей.

То, какой общественный слой будет сплочен и активизирован для прихода к власти оппозиционной группы, зависит от целей, которых добивается эта оппозиционная группа. Например, Запад обычно добивается дестабилизации обстановки в странах, где он приводит к власти своих наместников. Для этих целей годятся националистические группировки или группы религиозных фанатиков. В сегодняшней российской ситуации Запад опирается на союз неолибералов (Немцова, Каспарова, Касьянова) и этнонационалистов (Тора, Поткина-Белова и т.п.). Олицетворяет этот союз Навальный. Союз этот изначально направлен на разрушение. Их лозунги: «Россия без Путина», «Хватит кормить Кавказ» ­- ничего не говорят о том, как будет устроена Россия, если они придут к власти. Возможно, в этом случае России вообще не будет существовать.

Для созидательных целей не годятся подобные этнонационалистические или религиозные группировки. Ортодоксальные марксисты уповают на классовое сознание «прогрессивного класса», но классовые чувства мало объединяют людей. Практические социальные технологии основаны на создании и использовании совсем других общностей.

Возможным было бы построение идеократической общности на основе разделяемого большинством населения мировоззрения. Но мировоззренчески наш народ существенно разделен, и это помешает объединению на основе общей идеологии. Выработка общего мировоззрения – процесс долгий. Однако отстаивать свое существование необходимо уже сейчас. Поэтому объединяться проще на основе общих ценностей, общей культуры, принятия в целом всей истории страны. А общее мировоззрение вырабатывать в диалоге по мере такого объединения. Объединение людей на основе общих ценностей, общей культуры может быть очень прочным. А соответствующие этому объединению национальные чувства способны в большой степени мобилизовать людей на решение важнейших общественных задач, помогают людям ощутить общность интересов, силу коллективизма.

Взять на себя бремя не разрушения, а строительства страны способен только деятельный и целеустремленный народ. Но сейчас в России такого народа нет: население разделено, политически неактивно, глубоко поражено социальной болезнью – аномией и не способно отстаивать даже свое существование. Поэтому патриотической оппозиции необходимо народ заново создавать, конструировать.

В настоящее время в России конструируется несколько разных общностей. Во-первых, власть пытается сконструировать общность «новый русский народ» или «новые русские». Эта общность была дискредитирована в ходе реформ, но идея не оставлена, и в настоящий момент власть прикладывает огромные усилия для конструирования в России такого «нового русского» человека, похожего по своим характеристикам на западного. Частично такую общность удалось сконструировать, но она остается очень немногочисленной (около 10% населения).

Различные группы пытаются также конструировать сообщества русских и других этнонационалистов, национал-либералов, православных, язычников и другие идентичности.

Однако пока в России преобладает человек советский (см., например, исследования Левада-центра «человек советский»). И если «новые русские», этнонационалисты и некоторые другие группы фактически порвали с культурой и историей своей страны, питаясь историческими мифами, то человек советский, напротив, – это современный носитель ценностей традиционной культуры русского и других этносов России и СССР. В целом именно человек советский остается носителем таких русских ценностей, как любовь к Родине;  признание ее истории; труд как творчество, как служение Отечеству и народу, а не как средство обогащения; взаимопомощь; братство народов; русский космизм; чувство ответственности за будущее всего человечества. Эти ценности у человека советского совмещаются с идеалами Просвещения: стремлением к знанию, ценностями создания собственных науки, технологий, промышленности. В настоящее время советские ценности подорваны большим внешним воздействием, но не исчезли.

Наша культура, наши ценности нам дороги, и именно угроза их существованию заставила нас сплачиваться в разные кружки и организации для их защиты. Мы не хотим их уничтожения и должны не допустить его.

Более того, наша культура, наши ценности имеют и общечеловеческое значение. Это становится особенно ясно в последнее время, когда пропало самостоятельное влияние России на международной арене: там возобладал западный национал-социализм, который стремится закрепить ресурсы Земли и большинство создаваемых на ней благ за незначительным меньшинством населения Земли. При этом он не стесняется подавлять и уничтожать население других стран, чтобы установить новый мировой порядок. Именно Советский Союз, а затем Россия как его преемница какое-то время сдерживали эти проявления западной культуры. Но теперь без наших ценностей Запад будет угрожать всему человечеству.

Вот это огромное социальное поле носителей русско-советских ценностей и необходимо конструировать. Конструировать его можно как преимущественно русское, преимущественно российское или преимущественно советское. При этом в любом из этих вариантов важно подчеркивать преемственность русских, российских, советских ценностей и общность культуры. Важно подчеркивать преемственность русского, российского, советского народа.

 Можно конструировать народ преимущественно как русскую этническую идентичность. Однако, на мой взгляд, это неприемлемо по двум причинам. Во-первых, такое конструирование отсекает представителей других этносов, даже тех, которые являются носителями наших ценностей. Во-вторых, оно чревато частичным переходом на позиции нынешних русских этнонационалистов и национал-либералов, которые переводят основные проблемы России в плоскость этнических конфликтов. Так, лозунги «Хватит кормить Кавказ» или «Мигрантов вон из России» совершенно неверно представляют главный конфликт в обществе. Социальные проблемы, как и проблемы этнических русских, вовсе не будут решены реализацией этих лозунгов. Более того, в случае этнических конфликтов вымирание русских пойдет еще более ускоренными темпами.

С другой стороны, в настоящее время русский народ конструируют в самых разных направлениях, и он уже потерял свою культурную однородность. Сейчас уже непонятно, что такое «русские ценности». С русскими отождествляют себя и те, кто продолжает традиции русского народа, и приверженцы язычества, и этнонационалисты, и смыкающиеся с ними национал-либералы. Этнические русские включают в себя и олигархов, и «новых русских». Таким образом, на основе этнической идентичности русских невозможно правильно выявить главный общественный конфликт.

Далее. Можно также конструировать наше социальное поле преимущественно как российскую идентичность (т.е. идентичность, состоящую из многих этносов). В этом случае частично снимаются этнические проблемы, но появляются другие. Становится сложно провести раздел между традиционными представителями русской-российской-советской культуры и представителями «нового русского народа», т.к. последние подчеркнуто называют себя россиянами. Возникнут проблемы с самоидентификацией и идентификацией со стороны других. Хотя этот путь необходимо обдумывать и, возможно, именно он окажется наиболее приемлемым из всех. Плюсом конструирования российской идентичности можно считать возможность объединения всех слоев общества, включая даже некоторую часть «новых русских». В этом случае основной общественный конфликт можно очертить как конфликт между теми, кто заинтересован в существовании и развитии России как независимого государства, и теми, кто ставит на первое место интересы «глобальных сверхэлит». В этом случае, при ближайшем рассмотрении, может оказаться, что и нынешние «оранжевые», и большая часть представителей высшей власти России стоят по одну сторону, а большинство населения России – по другую сторону этого общественного конфликта. В случае конструирования российской идентичности, таким образом, общественный конфликт выявляется намного правильнее, чем в случае конструирования русской этнической идентичности.

Но в этой статье я предлагаю рассмотреть другой вариант: заново конструировать разобранный советский народ, подчеркивая, что именно он является современным воплощением и русского, и в целом российского народа.

В чем преимущества конструирования именно советского народа? Во-первых, это не этнический, а гражданский принцип объединения людей, и он позволяет не разделять этносы, а их объединять. В СССР была создана реальная советская полиэтническая нация, довольно культурно однородная по многим признакам (хотя в ней и сохранялись этносы). Именно ее представителем является современный «человек советский».

Такой народ вполне может включать в себя и русских (и других) националистов – если они признают традиционные русские ценности, идеалы. Как я уже писала, именно советский народ впитал в себя ценности русского и других этносов России. Советская этика впитала в себя православную, мусульманскую и др. традиционную этику этносов России, Советского Союза.

И именно советский народ совместил в себе эти традиционные ценности с идеалами Просвещения: стремлением к знанию, ценностями создания собственных науки, технологий, промышленности. Без идеалов Просвещения, без самых современных технологий любое государство уязвимо в современном мире. Примеры Югославии, Ирака, Ливии, не обладавших ядерным оружием и не способных защитить себя, всем хорошо известны. Нам необходимо вновь возродить ценность образования и науки, стремления к знаниям, высоким технологиям и их созиданию. К сожалению, сейчас даже многие патриоты не осознают важность этих ценностей в современной России. И это как раз зависит от того, какую идентичность конструируют: скажем, русские православные больше ориентированы на возвращение к крестьянской жизни, а некоторые идентичности вообще отвергают современные технологии. Каким образом они при этом собираются защищать свои ценности в современном мире, остается загадкой. При конструировании советской идентичности такой проблемы не возникнет. Могут возникнуть иные проблемы: например, возвращение «демонов» Просвещения, но к этому надо быть готовыми и, по мере нарастания проблем, решать их.

Советский народ является величайшим представителем русской и российской в целом культуры: он создал могущественное государство, победил в тяжелейшей войне, отстоял независимость и в целом существование России в XX веке, дал высокий уровень жизни своим гражданам, создал выдающуюся науку, высокотехнологичную промышленность, вывел человека в космос. Конструирование нового советского народа – это, прежде всего, обращение к пику развития России, обращение к трудовому и боевому подвигу своих предков. Это возможность черпать силы и опыт в достижениях наших дедов и прадедов.

При конструировании советского народа основной общественный конфликт выявляется между большим советским народом и теми идентичностями (прежде всего, идентичностью «новые русские»), которые выступают в качестве колонизаторов и угнетателей советского народа. Это конфликт между советским проектом, воплощающим независимое развитие и мощь России, и проектом антисоветским, представляющим деградацию России, ее зависимость от глобальных акторов.

Что означает на практике – сконструировать народ?

Для того, чтобы сконструировать народ, необходимо:

1.    осознать себя как идентичность на основе каких-то признаков (я предлагаю для этого общие ценности, общую историю, важнейшие культурные символы);

2.    выработать представления о своем народе: о том, каким он был в прошлом и каким является в настоящем, о добре и зле для него, задать те смысловые координаты, в которых он будет осмыслять себя;

3.    создать образы враждебных иных, дружественных иных, этнические маркеры;

4.    выработать положительный образ, идеал представителя нашего народа;

5.    выработать высокую политическую активность, готовность в буквальном смысле умереть за декларируемые ценности;

6.    выработать цели деятельности: отвоевание социальных ресурсов, воссоздание собственной государственности, закрепление наших ценностей в социальных системах;

7.    выработать социальные практики, способствующие защите и закреплению наших ценностей.

Для начала необходима активная группа, которая осознает себя частью советского народа. С этого будет начинаться любое действие по его «будительству». Этой группе необходимо провозгласить существование советского народа, открыто сформулировать свои ценности, этику, приверженность общей истории нашей страны и ее культурным символам. Активная группа должна не просто провозглашать эти ценности, этику, приверженность культурным символам, но и сама последовательно, до конца придерживаться их. Это необходимое условие завоевания общественного доверия.

Некоторое время необходимо просто «будить» национальные чувства советских людей. Кто-то уже этим занимается в той или иной мере. Но теперь это предлагается делать именно под флагом создания советского народа, явного провозглашения наших ценностей и нашей национально-культурной принадлежности.

Любого, кто разделяет наши ценности, ценит нашу культуру, кто принимает в целом историю нашей страны, мы считаем частью нашего народа. Борьба за историю должна продолжаться, пример наших предков, которые не раз отстаивали ценности русской и советской культуры, должен нас вдохновлять, создавать заново наш народ. Сравнение нынешней деградации с советским ростом будет дальше все более создавать советскую легенду. Но и для этого надо прикладывать усилия – чтобы не уничтожили из исторической памяти следующих поколений.

Во-вторых, требуется сформировать представления о своем народе. Большой советский народ разделен, лишен государственности, фактически колонизирован представителями другого народа (имеющими другую культуру и другие ценности), угнетается, т.к. лишен социальных ресурсов: его не допускают к власти, он лишен экономических ресурсов в результате приватизации, его присутствие в СМИ негласно запрещено. Реформы, проводящиеся в России с начала 90-х, закрепляют в социальных системах (институтах) ценности угнетающего меньшинства и приводят к гибели советского народа. Такие представления приводят к пониманию необходимости антиколониального национализма. Именно такой национализм – лучшее средство для борьбы с угнетающим меньшинством, а также западными странами, поддерживающими это меньшинство. Советский народ потерял государственность, разделен, но мы обязаны восстановить государственность и бороться за нее. В этом, кстати, можно видеть и образ будущего: воссоздание собственной государственности советского народа для наилучшей защиты своей культуры и своих ценностей.

При этом в написании текстов речь вообще не должна идти о разжигании ненависти к угнетающему меньшинству. Требуется другое: утверждать образ страдающего, угнетенного большинства, лишенного необходимых политических, экономических и социальных ресурсов. Этот образ коллективной травмы должен сплачивать для ненасильственного сопротивления угнетению. Мы этих колонизаторов очень любим, но позволять им угнетать нас не дадим.

В настоящее время советский народ можно сплотить также на противодействии злу. Однако образ этого зла необходимо активно создавать, внедрять в сознание населения. Злом в целом является угнетение советского народа. Злом являются реформы, проводящиеся с целью закрепления ценностей угнетающего меньшинства в социальных институтах. Злом является новая перестройка под руководством Навального, Каспарова, Касьянова, Немцова. Более подробно о создании образа зла см. статью А. Степанова «Сотворение зла» («Точка ру», № ).

В-третьих, необходимо создать образы враждебных иных, образы дружественных иных (ценности которых не противоречат нашим). Частично эти образы уже осознаны. Например, Запад никак не может быть нам «дружественным иным». Также требуется создать этнические маркеры, по которым можно будет опознать представителя нашего народа. Тут многое зависит от «волевого решения» народных «будителей». Хотя некоторые из маркеров, можно считать, уже выработаны: это принятие истории России-СССР как целого, отношение к нашим ценностям, к нынешним реформам и т.п. Их не стоит делать слишком узкими, но они должны полностью отсекать «враждебных иных».

В-четвертых, надо ввести идеал нового советского человека – носителя наших ценностей, граждански активного, аскетичного, целеустремленного, готового – без преувеличений – идти на смерть за свой народ, за его ценности. Этот идеал должен завоевать символические ресурсы, общественную симпатию. Новый советский человек должен стать тем идеалом, к которому захотят стремиться в обществе. Народным «будителям» требуется и самим по возможности придерживаться этого идеала, и так воспитать своих детей, чтобы они стремились к этому идеалу. Мы сами должны быть максимально активны в тех направлениях, в которых у нас лучше всего получается прикладывать свои усилия. Мы сами должны стоять до конца в отстаивании интересов нашего народа.

Также было бы полезным связать образ активной группы с другим образом – символом тех преобразований, которые группа хочет провести в обществе. В настоящее время та общественная группа смогла бы добиться выдающейся поддержки в обществе, которая смогла бы связать себя с образом Сталина и продемонстрировать свою преемственность той политике, которую проводил Сталин как глава государства. Это ни в коем случае не означает, что следует подражать Сталину или цитировать его речи. Это означает необходимость на деле самим придерживаться тех ценностей и принципов, которые воплощает в себе Сталин.

И обязательно необходимо доносить мысль об активности представителей нашего народа: какой она должна быть, что подразумевать, в каком направлении строиться. Важно, что именно пассивное принятие с нашей стороны реформ и других действий, которые ведут к угнетению нашего народа, позволяет их осуществлять.

В-пятых, необходимо выработать цели деятельности: это отвоевание социальных ресурсов, воссоздание собственной государственности, закрепление наших ценностей в социальных институтах.

В-шестых, пока цели не достигнуты, необходимы социальные практики, которые будут закреплять наши ценности. Иначе мы их не сможем сохранить, а то и просто физически не сможем выжить. Если мы декларируем взаимопомощь, то сами должны помогать друг другу. Если мы декларируем труд как служение своему народу, то сами должны трудиться на благо своего народа. Если мы декларируем приверженность знанию, то должны «вгрызаться» во все современное знание. Необходимо по возможности сохранять имеющееся знание,  восстанавливать утраченное и обретать новое. В том числе, и социальное. Надо знать современные социальные технологии, овладевать ими, учиться работать с ними на своем поле. Надо отбросить идеологемы ради существования нашего народа. Только социальная практика должна определять правильность и ценность имеющихся знаний.

Конструирование народа проводят специальными средствами: различными текстами, символическими картинками, особого рода социальными действиями – спектаклями и другими культурными средствами, а также установлением связей с представителями нашего народа, созданием различных социальных практик, закрепляющих наши ценности. Социальным спектаклям как особому виду действий, объединяющих народ, будет посвящена следующая статья. А сейчас вкратце рассмотрим другие виды социальных действий.

Важными социальными действиями являются акции ненасильственного сопротивления угнетающему меньшинству, которые при этом объединяют народ. Тут важны не столько действия по сопротивлению власти как таковой (такие акции могут осуществлять и «оранжевые»), сколько действия по сопротивлению антисоветскому проекту. Например, одной из таких акций стала расклейка портретов Сталина на автобусах в честь 65-летия Победы. Можно придумать и другие подобные действия. Например, выступления и звонки рядовых граждан в популярных теле и радиопрограммах с требованиями извинений в тех случаях, когда журналисты проводят антисоветскую агитацию. Аналогичной акцией может быть, например, подача исков на тех журналистов и политиков, которые разжигают национальную рознь к советскому народу. Или массовая подача исков по статье «геноцид народа». Если делать это организованно, то все суды будут завалены такими исками и письмами Генеральному прокурору. Тут уже нельзя будет не отреагировать.

В рамках социальных практик также требуется:

- сохранить и воссоздать советское образование: пока бороться против реформы образования всеми возможными способами; если же не удастся предотвратить проведение реформы – создавать сети советских школ;

- создавать сети именно русских-российских-советских СМИ – это могут быть и интернет-ресурсы, и печатные ресурсы, и телеканал;

- создавать собственные альтернативные органы власти, которые будут реально решать проблемы населения.

Для этого необходима аккумуляция экономических ресурсов. В этом направлении нужно очень хорошо думать: тут либо надо создавать сеть предприятий, работающих именно на наш народ, построенных на наших принципах, либо каким-то образом встраиваться в создаваемую «новыми русскими» систему, которая, в сущности, убивает нас.

Нам необходимо спешить: нынешняя власть уничтожает остатки обороноспособности страны, и чем дольше мы будем собирать народ, тем сложнее будет выжить в случае прихода к власти национального правительства.

Возможно, нам не удастся создать народ в ближайшее время, но тогда антиколониальный национализм будет лучшим подспорьем для выживания в «темные века». Как показывает опыт Индии и других колониальных стран, именно с помощью такого национализма жители этих стран меняли дискурс, способствующий порабощению, создавали национальное образование, национальную печать, возобновляли иные национальные практики – все то, что способствовало освобождению народа от колонизации. Главное – надо будет выстраивать систему нового образа жизни, позволяющую и сохранить наши ценности, и передать их следующим поколениям. Она должна строиться на основе взаимопомощи, труда на благо нашего – русско-российско-советского народа. Необходимо четкое понимание наших идеалов и то или иное закрепление их в образе жизни. Надо будет выстраивать защиту от того образа жизни, который нам навязывает угнетающее меньшинство.

И важно помнить: чем более многочисленным и – главное – активным, действенным будет конструируемый народ, тем проще будет избавиться от чужой власти.

В этой статье я рассмотрела конструирование русско-российско-советского народа преимущественно как советской идентичности. Предлагаю так же обдумать и описать остальные альтернативы конструирования и выбрать одну из них для практических действий.

Категория: Статьи авторов | Добавил: SergM (21.03.2012)
Просмотров: 503 | Комментарии: 2 | Теги: советский народ, идентичность, культура | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 2
1  
Идея хорошая, только механизм ее осуществления в рамках существующей системы не известен.

2  
Так вроде механизм-то как раз и описан....
Может он не нов, поэтому не виден? Для начала - пропаганда.
Помимо механизма, автор указывает на какую цель он должен быть направлен.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]