Пятница, 19.04.2024, 08:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Точка Зрения 

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Социальные инстинкты и государства.
1. Краткое вступление для введения в курс тех, кто не очень в курсе.
Если говорить о сути инстинктов Человека, то не следует считать их чем-то вроде жестких генетически обусловленных программ. Здесь не хватает влияния онтогенеза.
То есть, инстинкты обусловлены посредством развития личности (онтогенез) в окружающих условиях (для социальных инстинктов это культура и социум).
То есть существуют физиологические механизмы, которые в определенных условиях развиваются в устойчивые поведенческие реакции (паттерны). Последние можно объединить в инстинкты.
Окон­ча­тель­ный по­веден­ческий пат­терн не за­висит от од­них лишь ге­нети­чес­ки зап­рограм­ми­рован­ных прист­рас­тий. Он­то­генез каж­до­го че­лове­ка и внеш­ние сиг­на­лы в каж­дой спе­цифи­чес­кой си­ту­ации вза­имо­дей­ству­ют с ге­нети­чес­кой пред­распо­ложен­ностью, по­рож­дая нес­метное чис­ло слож­ных пат­тернов по­веде­ния. Джек и Лин­да Пал­мер Эволюционная психология) 
Такова моя трактовка.

2. Терминология и сокращения.
РП - ранговый потенциал - врожденная способность будущей личности (в биологии социальной особи) занимать место в струкутре вертикальных отношений. РП всегда относителен и определяет отношения в паре или группе по старшинству или по влиятельности.
ИВК - инстинкт вертикальной консолидации. Совместно с РП определяет построение вертикальных иерархических общественных структур.
ИРК - инстинкт родственной консолидации - обеспечивает родственные альтруистические отношения, то есть отношения жертвы ради родственника.
ИНИ - инстинкт неродственной изоляции - обеспечивает исключение из влияния ИРК неродственников. Фактически неродственники являются конкурентами.
ИГК - инстинкт горизональной консолидации - распространяет влияние ИРК на неродственников, но на дальних родственников, то есть на представителей своего племени или еще шире - до представителей своего вида. Здесь вопрос упирается в определении своих. Но суть та же, что и у ИРК, то есть жертва ради своего.
ИКК - инстинкт конформной консолидации - "делай как все свои". Инстинкт толпы и есть яркое но слепое проявление ИКК. Инстинкты вообще слепы, но зрячими их делает рассудок или сознание.
Примативность - слабое использование рассудка как механизма увязывания противоречий между инстинктами, слабое использование прогностической способности мозга. (Тогда толпа - временно примативированная группа неродственников, и даже не "своих", а временно таковыми считаемых, в которой естественно доминирует ИКК.)
Если кого-то не удовлетворили мои сжатые трактовки, подробнее об инстинктах можно прочитать в книге Протопопова и Вязовского "Инстинкты Человека". Я же привел не полный перечень инстинктов Человека, а лишь социальные инстинкты, которые нам потребуются. Так же я оговорил важные для понимания работы инстинктов и для дальнейшего текста врожденные способности.

3. Государство и иерархия.
В государстве роль альфы выполняет само государство по отношению к гражданам. При этом, предполагается двухступенчатая пирамида - обобщенное государство в виде законности, и все граждане. 
Однако, граждане все равно создают мелкие внутренние пирамидки ВК. В приличном государстве - это преступные банды, плюющие на закон, а в неприличном к ним подключаются и блюстители порядка. Получаем некую общую территорию, поделенную между стаями. 
То есть имеем формальную целую структуру и неформальные частные структуры. 
Кстати, простые граждане ("автономы") вроде бы не должны выяснять между собой ранговые отношения (согласно закона), однако продолжают это делать периодически случайно сталкиваясь друг с другом в повседневности. 
Для решения вопроса о самом существовании государства в нем существует иерархия государственных структур. Во главе обычно находится автократическая личность (альфа) и небольшая социальная группа его приближенных. Ниже располагаются государственные служащие. Такая иерархия формальна. Но обычно она совмещена с неформальной иерархией согласно ИВК. В противном случае такая структура не прочна. Да так и не бывает. При этом верхушка приближенных должна быть сплочена в клановую структуру с горизонтальными отношениями родственников и друзей (ИРК и ИГК). Понятно, что сплочение придает силу группе согласно феномена адиттивности РП ( в сплоченной группе РП каждого члена усиливается, или суммарный РП группы стоит за каждым её членом).
Чем отличается демократическое государство от различных форм авторитарных?
Тем, что авторитарные формы не предполагают ротацию государвтвенных структур и народа государства, а в демократическом это является необходимым условием демократичности.
Получается интересное противоречие.
Если центральная власть прочная и правящий клан консолидирован, то государство крепкое, в нем порядок и монополия на власть существует и обеспечивает законность. Влияние альфа-группы в государстве высоко и народ не выясняет отношений, подчиняется, ощущает такое положение справедливым, а конкурентые к власти группы подавлены. Но конкурентные группы не исчезли. Важно, что высокий РП не совсем наследуем. А возможно и совсем не наследуем. Во всяком случае, представители высокого РП как рождаются и в среде народа, так и не рождаются в правящей верхушке (пример низкого РП – Николай второй). В этом плане, капитализм более прогрессивен, нежели феодализм и монархия. Поэтому возникают конституционные монархии или парламентские монархии. Возникает некоторая демократичность.

4. Капитализм и демократия.
Предполагается наличие в обществе вертикально консолидированных производственных структур, жестко связанных не только с производственной иерархией, но и с властной иерархией внутри и вовне. Это обеспечивает ЧССП.
Предполагается, что властные государственные группы могут сменяться (ротироваться), но совершенно очевидно, что ротация может происходить только между обладателями высокого Ранга и РП. Грубо говоря, демократия существует для капиталистов, а остальной народ выступает в роли статистов. Оно, конечно справедливо, поскольку во властных государственных структурах, а так же во властных производственных сруктурах нечего делать представителям низкого РП – просто не справятся с этой ролью.
Но есть большая неприятность – конкуренция за центральную власть, за место альфы и за участие в альфа-группе. На это уходят огромные ресурсы и усилия. Общество находится в постоянном состоянии конкурентной борьбы. Не слишком ли высока плата за демократичность? Все это не способствует укреплению государства и центральной власти. Все это разрушает законность и требует огромных ресурсов и усилий для ее поддержания. Только общее рациональное понимание необходимости порядка и законности препятствует жесткой схватке не только за иерархические центральные места (монопольную формальную власть), но и за существование малой иерархической группы с собой во главе. Эдакий постоянный бой за существование собственных "банд” и за место во главе центральной "банды”. Но мы прекрасно понимаем, что это лишь видимость, что существует лишь видимость демократичности. Настоящие монополисты власти никогда власть не отдадут, ни по каким формальным демократическим правилам. Это противоречит сути ИВК. Значит, власть уйдет в тень, а демократия будет ширмой. Это и произошло. И получили мы возврат к авторитарности с видимостью демократичности, за которую общество или вид Человек дорого платит. Мы платим за ощущение справедливости. А настоящие монополисты власти уже давно выделились в отдельный клан или класс, внутри которого и осуществляется ротация его лидеров.
То есть ротация между властной группой и всем народом подменилась ротацией внутри властной группы. Это так называемая верхушка глобального межгосударственного управляющего класса. Некоторые историки, например, Фурсов, утверждают, что протоклассом глобального управления стали древние орденские структуры 14 века, перекочевав из Венеции в Англию. Фамилии известны – Рокфеллеры, Морганы и т.п. 
Мы приходим к новому витку автократии или феодализма, в виде мировой объединенной межгосударственной авторитарной группы.

5. Роль идеологии.
Если государственные структуры власти выполняют функции распределенной альфы в государстве, и стоит лишь вопрос о легитимности носителей власти (признанности в качестве желаемой альфы, и\или в качестве сильной альфы), то идеология представляет собой супер-альфу. Тогда носители идеологии, если они обладают центральной монопольной властью, становятся сами супер-альфами. Таким образом, центральная власть резко укрепляется. И не удивительна ненависть всех государственных властителей к раннему христианству, отбирающему у них обладание атрибутом супер-альфы.
Идеология присутствовала у всех известных крупных цивилизаций:
Религия - и жрецы у Майя и Египтян.
Вера в величие и мессианскую справедливость Рима – Граждане великого Рима у древнего Рима.
Религия – и Император - божий ставленник у Византии (особенно идеологизированное монолитное государство времен своего расцвета)
Вера в величие, демократичность и справедливую мессианскую цивилизационность Америки для США.
Коммунистическая идеология и ее носитель партия в СССР и соц-странах (без подробностей пока).
Но во всех случаях, идеология есть ВЕРА, и это не случайно, но это отдельная тема. Впрочем, можно сказать, что это связано с представлениями о некоей супер-альфе, которая выше всех, справедливее всех и оправдывает все и всех, кто ей служит. Такое служение резко повышает РП верующего=служащего.

Чем хороша идеология? Тем, что она может консолидировать общество как по вертикальному инстинкту (ИВК), так и по горизонтальному (ИГК). Потому что ИГК начинает действовать когда ослаблена или отсутствует конкурентная борьба за иерархическое место. А это может быть либо в устоявшемся авторитарном государстве с устоявшейся правящей группой, либо в гипотетическом неавторитарном демократическом государстве равенства всех, то есть горизонтально консолидированном в доминации.

Еще немного об аторитаризме.
И стоит ли что-то делать для усиления ГК, или лучше усилить роль государства, задавив частные ВК структуры? 
Вроде бы очевидно? Однако не работает. И тогда вспоминают про служение народу и отечеству. Это что бы хотя бы репрессивный аппарат ввести в единую центральную структуру с единым распределенным альфой (законом). 
Если все так, то возникает простой первый вывод: 
Действительно, авторитарное государство до сих пор было - самое эффективное в плане наведения порядка, ибо это государство заточенное на подавление всех частных ВК структур. И в таком гос-ве не происходит бесконечное выяснение отношений. Важна лишь сила центральной власти, что приводит к работе вынужденного альтруизма ради жизни всего сообщества, которое ассоциировано с государством и его лидером. Тогда получается за Родину = за Сталина = За коммунизм (объединяющую идею, которая есть "суперальфа"). 
И тогда получается, что в таком государстве есть все условия для массового включения ГК. 

6. Что понял Кургинян (среди прочего, разумеется).
А то, что если требуется обеспечить условия для доминации горизонтальных отношений, которые есть одновременно и самые эффективные в плане производства, и самые лучшие в плане психологического климата и устойчивости общества, то обязательно их нужно дополнить особыми консолидирующими отношениями. Эти отношения используют ИВК, но более хитро. Используется идейный принцип распределенной супер-альфы. Именно этот принцип был отменен Хрущевым, провозгласившим, что коммунизм – есть удовлетворение витальных потребностей. Но он отменял удовлетворение "духовных потребностей” служения. Служения супер-идее, супер-альфе. И общество стало разрушаться. Одновременно происходили процессы стабилизации своей монопольной власти существующей элитой с переходом к наследованию иерархического статуса, и всех сопутствующих благ. Сталин использовал личную власть для ротации элит. Он так же удерживал и развивал сплачивающую супер-идею, которая давала ему дополнительную личную власть как ее носителю. Это была идеологическая автократия – на тот момент самый эффективный строй. Но он был разрушен с подачи Хрущева и последователей, которые, скажем так, нихрена не понимали в глобальных общественных законах. Советская элита оказалась в вольготных условиях отсутствия конкуренции со стороны задавленных нижних негосударственных ВК структур, которые есть при капитализме, и проиграла вместе со всей страной зубастым иностранным иерархам, имеющим огромный опыт конкурентной борьбы за власть и ее удержание, и вышедшим на мировую арену с идеей глобального господства.
На 19 съезде Сталин провозгласил передачу хозяйственной власти Советам, а партии оставлял идеологическое руководство. Фактически это было ослабление вертикальной власти и переход на демократию, но с сохранением консолидирующей идеологии, понимая, что нужно что-то на смену его личной власти. За что, видимо, и был убит до начала нового процесса переустройства отношений в обществе.
Если у кого-то возник все же вопрос: какова положительная роль идеологии служения в государстве и зачем её использовать? То ответ простой: Для снижения накала выяснений ранговых отношений и создания условий для отношений взаимности.
Категория: Мои статьи | Добавил: SergM (16.01.2013)
Просмотров: 943 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]